Архитектура и градостроительство г.Тольятти Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Главная страница
Карта сайта

~ Новости ~

24.12.2010

А.Береговских (ИТП «Град») — обращение к сообществу: Градостроительное законодательство «трещит по швам» — пора принимать меры.

Публикуем полученное нами обращение А.Н.Береговских, руководителя Ассоциации компаний «Град» и Комитета ГИС-Ассоциации по территориальному управлению и градоустройству, посвященное необходимости системной взаимоувязанной разработки нормативных правовых актов в сферах территориального развития, управления недвижимостью и информационным обеспечением этих процессов:

Градостроительное законодательство «трещит по швам» — пора принимать меры.

Градостроительное законодательство «трещит по швам» территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий и информационного обеспечения. Видимо, изначально построенные авторами действующего Градостроительного кодекса, как независимые инструменты, названные институты управления развитием территории не смогли удержаться в заданных для них позициях. Обрушившийся в последнее время шквал законотворческих инициатив тому убедительный свидетель. Цели, предложенные законопроектами, заслуживают высоких профессиональных оценок и уважения.

Анализируя некоторые из поправок, к таким целям можно отнести:
— совершенствование процессов территориального планирования, упрощение процедур согласования и создание механизмов преодоления излишних административных барьеров в инвестиционной градостроительной деятельности;
— обеспечение единых подходов к управлению территориями и недвижимостью независимо от целевого использования земель;
— введение единого классификатора видов разрешённого использования земельных участков во все сферы управления земельными ресурсами;
— упорядочение навигационной деятельности за счёт обеспечения её государственного контроля;
— создание единого правового информационного пространства за счёт создания федеральных ГИС, учитывающих принципы, заложенные в «концепции инфраструктуры пространственных данных».

Но, отсутствие системного подхода при продвижении законопроектов, принятие которых направлено на достижение названных целей, ставит под сомнение качество ожидаемых результатов. Предлагаемые поправки вносят изменения в ключевые действующие законы: Градостроительный кодекс РФ; Земельный кодекс РФ; ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; ФЗ «О навигационной деятельности в РФ»; другие законы. Кроме того, к утверждению предлагаются соответствующие подзаконные акты, а некоторые из них приняты в последнее время.

Планируемые изменения Градостроительного кодекса не устраняют существующих противоречий в понимании правового статуса решений на уровнях территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий. Не определена «глубина» утверждаемых решений каждым из названных видов документации и степень их зависимости (преемственности) друг от друга. Фундаментом, обеспечивающим устойчивость правовых норм во всех сферах деятельности, связанной с развитием территорий и управления недвижимостью, должна стать единая система терминов и их определений.

Мы же видим разночтение по ключевым понятиям, в том числе:
— переплетаются и конфликтуют друг с другом «функциональное», «территориальное» и «градостроительное» зонирование;
— «улично-дорожная сеть», «элементы планировочной структуры», «территории общего пользования» — основополагающие градостроительные понятия при полном отсутствие в профильном градостроительном законодательстве «всплывают» как бы, между прочим, в поправках к закону о навигационной деятельности и Земельному кодексу;
— «красные линии» представлены в трёх определениях (действующий Градостроительный кодекс, поправки к нему, поправки в Земельный кодекс) и ни одно из них не разрешает споры и противоречия вокруг важнейшего инструмента регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений;
— «проекты межевания территорий», которые по смыслам должны нести межведомственный планировочный характер и устанавливать границы всех земельных участков, независимо от их использования (для застройки, сельского или лесного хозяйства) для обеспечения кадастровых действий и формирования земельных участков в качестве объектов недвижимости, вдруг перебрасываются из градостроительной деятельности в землеустройство, перечёркивая в том числе и уже развитый во многих регионах механизм регулирования земельно-имущественных отношений на застроенных территориях;
— «разрешённое использование» и «назначение» земельных участков и объектов капитального строительства также должны нести межведомственный характер, иметь общее для всех определение, единую классификацию и методику применения в различных сферах деятельности (градостроительное проектирование, землеустроительная, лесоустроительная и кадастровая деятельность, и т.д.);
— «геоинформационные системы» в градостроительстве, землеустройстве, навигационной деятельности, построении адресной системы также требуют взаимной увязки, общих для всех принципов создания единого информационного пространства, основанного на формировании инфраструктуры пространственных данных;
— «единая цифровая картографическая основа», фигурирующая до сих пор в ведомственных документах Минрегионразвития и Минэкономразвития, но не нашедшая отражения в соответствующем законодательстве, также выходит в федеральную правовую сферу только через закон о навигационной деятельности.

Приведённые здесь через неясность терминов проблемы, не являются исчерпывающим перечнем нерешённых задач, их намного больше и их не решить все сразу. Но, очень важно попытаться понять «размер бедствия» и хотя бы попытаться разработать путь выхода из сложившегося «терминологического коллапса», в котором возможно и кроется первопричина межведомственной разобщённости, противоречий в управлении территориями и недвижимостью.

Мы убеждены, что главной ответственностью и заботой профессионального сообщества, должно стать объединение усилий, направленных на разработку целостного пакета поправок к действующему законодательству. Только утверждённые законом и принятые профессиональными институтами нормы смогут обеспечить непротиворечивость, оптимальность и эффективность механизмов реализации государственной политики в управлении территориями и недвижимостью, добиться целей устойчивого развития государства, процветания бизнеса, защиты прав собственников и граждан на благоприятную среду жизнедеятельности в России.

А поэтому, необходимо не только широкое обсуждение уже подготовленных Министерствами законопроектов, но и дальнейшая работа, обеспечивающая системное профессиональное представление о структуре (каркасе) нормативно-правовых основ регулирования деятельности в сферах развития территорий и управления недвижимости.

Начать дискуссию предлагаю 1-3 февраля 2011 года на 4-м семинаре градостроительных проектировщиков, а продолжить в рамках деятельности комитетов ГИС-Ассоциации, объединённого Совета Национальной гильдии градостроителей и Гильдии градостроителей и других заинтересованных профессиональных объединений.

Исходные данные для обсуждения и подготовки предложений:

1) Накопленный опыт применения норм действующего федерального законодательства, региональных законов и актов местного самоуправления, выявленные противоречия в ходе подготовки и реализации градостроительной документации, научно-исследовательские разработки юридических и физических лиц, направленные на совершенствование деятельности в сфере управления развитием территорий.

2) Законопроекты:
— Проект № 369212-5 ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий»;
— Проект ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования»;
— Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О навигационной деятельности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— Проект приказа Министра экономического развития об утверждении «Классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

3) Опубликованные ранее на сайте ГИС-Ассоциации материалы по внесению изменений в обсуждаемые законопроекты.

Приглашаю всех заинтересованных специалистов и руководителей организаций, работающих в сферах разработки градостроительной документации, учета и управления недвижимостью, информационного обеспечения развития территорий в Омск. Подробно о 4-ом Всероссийском научно-практическом семинаре градостроительных проектировщиков см. на http://www.gisa.ru/69457.html .

«« Назад


 
Наш адрес: Тольятти, ул. Победы, 52
Тел.: (8482) 26-24-40
Факс: (8482) 28-53-28
Copyright © 2005—2017 МБУ «Архитектура и градостроительство» г. Тольятти
При использовании материалов с данного сайта приветствуется указание источника информации
Разработка сайта: «Парапет»