Архитектура и градостроительство г.Тольятти Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Органы архитектуры и градостроительства г.Тольятти
Главная страница
Карта сайта

~ Статьи и информационные материалы ~

15.09.2009

Кластеризация территорий

Интервью зампреда Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Сергея Фивейского журналу «Эксперт Северо-запад».

По свидетельству директора Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) был единственным из непрофильных подразделений администрации Санкт-Петербурга, который предложил серьезные нововведения в проект Правил землепользования и застройки (подробнее см. «Лучше, чем ничего», «Эксперт С-З» №48 от 8 декабря 2008 года). К предусмотренной Генпланом смешанной промышленно-деловой функциональной зоне КЭРППиТ предложил добавить девять типов чисто промышленных территориальных зон. Они определены по отраслевому (кластерному) принципу. В одной предусмотрено производство пищевых продуктов, в другой – размещение машиностроительных предприятий, в третьей – химическое производство и т.д. Смысл этого нововведения и его значение для петербургской промышленности корреспонденту «Эксперта С-З» разъясняет первый заместитель председателя КЭРППиТ доктор экономических наук Сергей Фивейский.

Стимулирование кластеров
– Зачем вы зафиксировали отраслевую специализацию промышленных территориальных зон и почему типов промзон именно девять?

– В Петербурге около 50 промышленных территорий. Наш анализ показал, что их можно сгруппировать в девять типов по отраслевому признаку. Эту типологию мы и узаконили в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). При этом мы решали две задачи. Во-первых, сориентировать наш промышленный бизнес на повышение конкурентоспособности через кластеризацию – в духе современных тенденций развития промышленности. Ведь, как известно, сейчас в мире конкурируют не столько отдельные предприятия и даже не корпорации, а кластеры. Под кластером мы понимаем работающую на одной (или близких) территории группу разнопрофильных компаний, объединенных одним технологическим циклом ради производства конкретного продукта или развития технологий. Наши промышленные компании часто еще работают по старинке, в формате натурального хозяйства крупного советского завода, но все понимают, что если они не будут развивать субконтрактинг и объединяться в кластеры, то по настоящему конкурентоспособными никогда не станут. Поэтому мы выбрали одним из приоритетов промышленной политики стимулирование компаний к образованию кластеров. Этот приоритет мы закрепили в ПЗЗ.

Вторая задача – рациональное размещение предприятий по промзонам с учетом фактического положения вещей. Заставлять действующие предприятия переезжать куда мы скажем нереально. Зато для новых предприятий или выезжающих из центра это вполне актуально.

– Каковы условия работы предприятий в этих терзонах?

– Для каждой промышленной территории мы зафиксировали два-три основных вида отраслевой специализации и несколько условно разрешенных в соответствии с общим порядком определения способа использования территорий в ПЗЗ. При этом мы узаконили существующую реальность – практически все нынешние предприятия по своему профилю соответствуют разрешенным видам деятельности на данных территориях. То есть действующим предприятиям бояться нечего: для них ничего не меняется – ПЗЗ лишь закрепляют фактическую отраслевую специализацию промзон.

В то же время мы задали вектор развития промышленных территорий – расширять действующие предприятия или строить новые можно без согласования с городом только в том случае, если их профиль соответствует одному из основных видов отраслевой деятельности, закрепленных в ПЗЗ за данной территорией. Если профиль не соответствует ни основным, ни условно разрешенным, инвестор не получит разрешения на застройку или реконструкцию. Если инвестор захочет построить предприятие условно разрешенного вида деятельности, Комиссия по землепользованию и застройке будет давать разрешение, только если появление этого предприятия не помешает образованию кластера (лучше, если будет способствовать). В противном случае проект придется реализовывать в другом месте – там, где он соответствует специализации промзоны.

Такой подход распространяется только на новые проекты, на реконструкцию и расширение существующих, поэтому мы осознаем, что реальная специализация промзон произойдет не скоро – понадобятся годы. Но важно начать этот процесс, и не на уровне деклараций, а путем подготовки нормативных актов. Поэтому мы и включили специализацию промзон в ПЗЗ, которые скоро станут законом Санкт-Петербурга.

Навстречу бизнесу
– Какие стимулы создает ваш подход для компаний и промышленных инвесторов?

– Важнейшим стимулом я считаю появление возможности для инвесторов реализовывать проекты без дополнительных согласований с городом. Фактически это означает снятие очень серьезного административного барьера для бизнеса. Также владельцы компаний получают серьезный стимул для современной организации своего бизнеса по кластерному принципу. Многие промышленники давно понимают, что надо идти этим путем, но решиться на это непросто: такая модернизация требует значительных идеологических, организационных усилий и немалых затрат. И мы новым зонированием подталкиваем их к принятию решения, которое прежде всего должно быть выгодно им самим.

Кроме того, специализация промзон прекращает хаотическое размещение предприятий на территориях. Это выгодно промышленникам, потому что позволяет избежать столкновения интересов и существенных финансовых затрат, к примеру, когда какое-нибудь вредное химическое производство размещается рядом с пищевым.

– Вы учли проекты будущих частных промзон – индустриальных парков?

– Конечно. Все, что мы делаем, ориентировано на развитие бизнеса. Все более или менее крупные проекты мы учли: и проект ИП «Марьино», который реализуют структуры ВТБ в Петродворцовом районе, и индустриальный парк «СРД-Лахта», и другие.

Кроме того, мы зарезервировали несколько свободных территорий под будущие специализированные промзоны. Это в основном территории, формально предназначенные для сельского хозяйства, а также используемые различными федеральными ведомствами (Минобороны, ФСБ и др.) и РЖД. За эти территории у нас даже образовалась своего рода конкуренция между различными комитетами городского правительства. Впрочем, их вовлечение в оборот сдерживается серьезными административными и юридическими ограничениями.

– Кстати, в связи с этим: чем закончилась борьба за участок, который Ассоциация мебельщиков просила для создания мебельного кластера?

– КЭРППиТ ведет этот проект. Землю мебельщикам пока не дали, но и не отказали – проект находится в стадии разработки и содержательного наполнения. Будет готов проект – будет экспертиза и, далее, решение. Подобные кластерные инициативы мы считаем очень важными и потому всегда будем их поддерживать в разных отраслях, в том числе не очень высокотехнологичных на первый взгляд.

Опережая желание
– Есть ли у вас приоритеты в кластерной политике? Образование каких кластеров вы поддерживаете в первую очередь?

– Приоритеты, конечно, есть. К ним относятся автомобилестроение, электроника. Существует давний проект создания судостроительного кластера, у которого весьма серьезные объективные предпосылки. Также предприятия радиоэлектроники заметно продвигаются в направлении создания кластера. И мы стараемся эти инициативы снизу поддерживать через отраслевые программы нашего комитета. Мы их в полной мере учли при определении девяти видов промышленных зон и надеемся, что наше встречное движение будет оценено и поддержано бизнесом.

– В каких отраслях наиболее заметно продвижение в сторону создания кластеров?

– В автомобилестроении не только создаются заводы по сборке машин и производству компонентов, но уже реализуются и исследовательские программы. General Motors и BMW разместили в петербургских вузах и НИИ – СПбГУ, Политехе, ИТМО – первые заказы на научные разработки. Это главным образом фундаментальные исследования. Мы думали, что очередь до этого дойдет очень нескоро, после запуска полноценного массового производства автомобилей, и были приятно удивлены, что заказы есть и они многолетние, перспективные. Следующий шаг – стимулирование создания в Петербурге инжиниринговых центров для обслуживания серийных производств. А потом, возможно, появятся и студии промышленного дизайна. Если процесс пойдет нынешними темпами, то полноценный автомобильный кластер раскроется раньше, чем многие ожидали. Хотя, конечно, кризис притормозит этот процесс.

Также нас радует радиоэлектронная промышленность. Там полным ходом идет процесс образования кластера. Создана и развивается Ассоциация предприятий радиоэлектронной промышленности, которая уже позиционирует себя как центр кластерного образования. Они начинают заниматься своей экосистемой – подготовкой и переподготовкой персонала, продвижением продукции. У них открываются неплохие перспективы на российском рынке в связи с правительственной программой перехода нашей страны на цифровое телевидение. Внутренний заказ может быть очень серьезным, и наши радиоэлектронщики готовятся к конкурсам. Для этого они повышают свою конкурентоспособность, в том числе с помощью кластерных подходов и технологий. Мы считаем, что у группы петербургских компаний (во главе с Заводом им. Козицкого) есть реальные перспективы занять нишу производства оборудования для цифрового телевидения на российском рынке.

Интересны возможности создания кластера и в энергомашиностроении. Иначе эта отрасль в Петербурге, тоже некогда очень сильная, окончательно утратит конкурентоспособность на мировом рынке. Для переноса заводов концерна «Силовые машины» уже выделено два участка в Металлострое и еще один по соседству – на территории Ижорских заводов. «Протокластер» вокруг этой отрасли давно существовал – масса обслуживающих фирм, вузы и ПТУ, готовящие кадры. Новые заводы «Силовых машин» будут узкоспециализированными, а нынешнее «натуральное хозяйство» будет передано на аутсорсинг. Это создаст дополнительные предпосылки для развития малых и средних предприятий, появления новых инновационных компаний, то есть развития кластера.

Кризис скорректирует
– Зоны каких типов занимают сейчас в сумме наибольшую территорию?

– Машиностроение и металлообработка. Следующая по объему – логистика, которая, как известно, также относится к производственному типу зон согласно Генеральному плану города. Вокруг Петербурга запланировано довольно много логистических территориальных зон – в Кронштадте, в районе Ломоносова, в Конной Лахте и на других территориях, имеющих соответствующее транспортное обеспечение.

– В каком состоянии инфраструктура промзон – обеспечение инженерными сетями, возможность подключения к энергоисточникам?

– Состояние инфраструктуры в разных зонах существенно различается. Есть зоны, полностью «упакованные» в смысле обеспечения энергетической и транспортной инфраструктурой. В основном это старые зоны. А есть территории – «чистое поле», которые надо развивать. Нынешний экономический кризис, к сожалению, не ускорит темпы такого развития. Соответствующие расходы были запланированы в Адресной инвестиционной программе, но она значительно сокращена при корректировке бюджета. Впрочем, кризис может внести коррективы и в процесс создания и развития кластеров, а это, в свою очередь, повлияет и на потребности в новых территориях.

Опубликовано в журнале «Эксперт Северо-запад»

«« Назад


Градостроительное проектирование
Ландшафтное зонирование Тольятти в рамках студенческих работ
История
 
Наш адрес: Тольятти, ул. Победы, 52
Тел.: (8482) 26-24-40
Факс: (8482) 28-53-28
Copyright © 2005—2017 МБУ «Архитектура и градостроительство» г. Тольятти
При использовании материалов с данного сайта приветствуется указание источника информации
Разработка сайта: «Парапет»